С чего начинается человек

Человек

Человек отличается от животных, в частности от обезьян, не только анатомически или физиологически, но и своим поведением, своей культурой. 

К сожалению, культура, созданная людьми в начале их земного исторического пути, почти полностью исчезла. В подавляющем большинстве случаев до нас дошли лишь жалкие остатки в виде каменных орудий труда, древнейшие из которых на первый взгляд совсем примитивны. Но изучение даже простых оббитых галек убеждает археологов, что они имеют дело с произведением сугубо человеческим. 

Многочисленные современные наблюдения над африканскими человекообразными обезьянами в их природной среде обитания показали, что они регулярно используют палки, прутики, камни и другие подобные предметы для обороны и добывания пищи. При этом шимпанзе, например, могут даже сорвать листья с прута для того, чтобы он легче вошёл в муравей ник. Взрослые особи передают свой опыт детёнышам. Известны случаи, когда молодые обезьяны оказывались способными к «техническим» открытиям и обучали своих ровесников или более молодых сородичей. Человекообразные обезьяны восприимчивы к обучению простейшему языку жестов и могут узнавать себя в зеркале. Казалось бы, им нужно было сделать один шаг, чтобы перейти к со зданию культуры. Теория эволюции говорит, что такой шаг и был сделан под влиянием внешних обстоятельств, а постоянная необходимость трудиться превратила в конце концов обезьяну в чело века. Археологи, которые изучают древнейшую историю человечества, имеют дело с маловыразительными явлениями культуры, дошедшими до нашего времени— каменными и в единичных случаях костяными орудиями труда. 

По своему внеш нему виду они очень просты. Но, несмотря на это, между человеческими орудиями труда и предмета ми, которые используют обезьяны, лежит не преодолимая никаким образом пропасть. Любое самое примитивное орудие труда говорит о способности человека к познанию окружающего мира и умении творчески использовать результаты познания в нужных ему целях. Даже шимпанзе, которые отличаются от других обезьян более высокими интеллектуальными способностями, не используют свойства одного предмета для преобразования другого и не думают о том, зачем это нужно делать. Для человека такая практика — повседневная рутина. Дарвин считал, что между человеком и обезьяной не существует качественной разницы в по ведении и все различия — только количественные. То, что известно о поведении человекообразных обезьян в природных условиях и в неволе, свидетельствует о другом. Разумность человека не может быть просто суммой всех обезьяньих способностей, вместе взятых и даже многократно умноженных. С точки зрения разумности обезьяна лишь карикатура, пародия на чело века. Она может быть очень похожей на нас — забавной, весёлой или грустной, но не может быть тем же самым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *