Как научить ребенка любить искусство?

Как научить ребенка любить искусство

Для нас вполне привычно, что вся образовательная система построена так, как детская голова — это коробка, в которую можно планомерно вкладывать знания. Тело ребенка в образовательном смысле практически игнорируется — его мы воспринимаем только как проводника к голове-коробки. Тело должно смиренно сидеть за партой и лишь кое-где «одалживать» образовательному процессу руку — без поднятия которой голова-коробка не имеет права на слово. Ноги время нужны тогда, когда ребенка надо повести то показать (например, в музей). Соответственно, в нашем представлении родители, воспитатели, учителя — такие себе старейшины, которые в силу своего опыта и мудрости априори знают и умеют, и должны эти знания вкладывать в детскую голову-коробку. Чем больше тех знаний — тем лучше.

 Конечно, я утрирую, но мы действительно не изучаем математику через спортивную игру, или физику через танец. И хотим, чтобы ребенок знал и запомнила больше, не всегда учитывая, насколько вовлеченной в этот процесс является сам ребенок и его жизненный опыт. Ведь процесс познания — это процесс активный, не пассивен. Чем больше мы провоцируем активность в процессе обучения (например, вопросами), тем лучше ребенок видрефлексуе и усвоит материал.

Мне кажется, книга Франсуазы Барб-Галль «Как разговаривать с детьми об искусстве» получила большую популярность — несколько французских переизданий, переводы на разных языках на 9 языков, в общем 90000 экземпляров — не только благодаря интересной и благодатной теме, но и потому, что написана с большим уважением к детям. Даже название книги свидетельствует о том, что ребенок здесь — полноценный источник.«Как разговаривать» не то же самое, что «как учить» или «как рассказывать детям об искусстве». И если ребенку не навязывать свои вкусы или общепринятые вкусы, она скорее включится сама в процесс познания и способна будет время еще лучше подобрать слова к образу, не каждый взрослый способен передать словесно. А главное — ребенок будет получать удовольствие от обозрения искусства и формировать соответствующим образом свои вкусы. Не этого мы хотим?

За исключением начального раздела, вся книга Барб-Галль — это ответы на мнимые утверждения и вопросы.За исключением начала, где почти каждый абзац парадоксально повелительным тоном поучает родителей, как отстраниться от собственных знаний и опыта и прислушиваться к потребностям и интересам ребенка.Другими словами — как уважать и подпитывать детский выбор, детский задор и вкус. Запрашивать и провоцировать вопрос, играть в загадки, делиться собственными впечатлениями и переживаниями о каком произведение искусства. Не забывая также о теле, которое для ребенка очень важно: картину в музее нельзя трогать, поэтому стоит купить открытку-репродукцию, надо учитывать, что детский рост не позволяет ребенку полноценно видеть произведение, в конце визита ребенку будет приятно перекусить или зайти в кафе. Тот начальный раздел автор переполняет призывами к родителям вроде:

Перед тем, как перейти непосредственно к разговору о конкретных картины, автор пишет целый раздел под названием «Мы вправе чего-то не знать». Здесь собрана информация о видах и жанрах искусства, о технике исполнения, о популярности различных сюжетов в разные эпохи, о том, почему и за что мы ценим современное искусство, о ценах на картины и тому подобное.Фактически, здесь собрано большинство того, что мы хотели бы знать, но не осмеливаемся спросить.Потому что позволяем себе права на ошибку, боимся выглядеть смешно или нелепо.

Большая часть книги — это разговор о 30 живописных произведений в хронологическом порядке, начиная с XV века и заканчивая 1980-ми годами.Разговор о каждом из 30-ти произведений сформулирована в виде «детского» вопрос и «взрослой» ответы и разделена на три части: потенциальные вопросы детей 5-7 лет, 8-10-ти и 11-13 лет. Вопросы странные и самые непосредственные: «почему картина такая темная?», «Почему скатерть не закрывает стол полностью?», «Это каляки-маляки», «здесь явно не хватает оригинальности».

Погрузившись в контекст этих вопросов-ответов, часто ловишь себя на мысли, что хочется поставить еще и какое-то свой вопрос — почему это или это осталось без ответа? Почему об этом ли не все сказано? Почему нет ни слова о скульптуре, инсталляцию или перформанс? Но в действительности, сам факт возникновения такого внутреннего диалога — это уже большой результат. Он свидетельствует о том, что подход автора сработал. Он заставил нас мыслить в этом же направлении, нестандартно, учитывая угол зрения ребенка.Потому, собственно, дальше со своим ребенком мы поговорим обо всем, о чем захотим. А если не сможем о чем-то поговорить — например, о видах современного искусства — автор приготовила для нас продолжение: книгу под названием «Как разговаривать с детьми об искусстве ХХ века». Но это уже другая история.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *